Такелажно-Монтажная компания «Тяни-Толкай»
8 800 350 73 34

Как начать работать безопасно

Простые правила такелажникам, стропальщикам и их руководителям:

"На все и всегда есть инструкции / схемы и специальные обозначения"
"На все и всегда есть инструкции / схемы и специальные обозначения"

Краткое содержание статьи:

  • Инструкция на стропы
  • Инструкция на скобы, рым-болты
  • Инструкция на грузоподъемную технику
  • Схема строповки / подъема груза
  • Подъем домкратами снизу
  • Подъем портальной системой
  • Пол / дорога / земля / почва / перекрытие / пустоты (далее опорная поверхность)
  • Общие требования к стропальщику / такелажнику перед началом работ

Запрещено допускать к грузоподъемным операциям лиц, не прошедших специальную подготовку, не имеющих удостоверений стропальщика!

Инструкцию стропальщика знать всем обязательно!

Инструкция на стропы

На каждой стропе должна быть бирка с ее грузоподъемными характеристиками. На текстильных стропах в добавок ко всему прочему указываются варианты строповки груза с грузоподъемность при различных способах обвязки груза, включая угол схождения строп. На стальных стропах (цепи / канаты) имеется бирка. Правила использования строп указаны в документации к данным стропам или в инструкции стропальщика. При отсутствии таких бирок стропы использовать запрещено. Стропы с видимыми повреждениями их целостности использовать запрещено. Всегда подбирайте стропы с объективным запасом, учитывая специфику конкретного груза и его центр тяжести. При отсутствии информации о центре тяжести груза умножайте на 2 или лучше 4 его вес и подбирайте весь такелаж с учетом этого правила.

 

Инструкция на стропы
Инструкция на скобы, рым-болты
Инструкция на скобы, рым-болты

Любой производитель и поставщик имеет таблицы, схемы, инструкции к такелажным скобам и рым-болтам. Всегда внимательно изучайте их и применяйте в своей работе. Рым-болты с неподвижной проушиной в большинстве случаев разрешается использовать при установки их на верхней горизонтальной части груза. Устанавливать их в боковые вертикальные стенки запрещено. Исключение составляют усиленные рым-болты, о чем указано в инструкции по их применению.

Рым-болты и рым-гайки вертлюжные, имеющие поворотную верхнюю петлю в 2х плоскостях могут использоваться при установке их в вертикальные стенки согласно инструкции эксплуатации. Грузоподъемные характеристики вертлюжных рым-болтов существенно снижаются при различных вариантах их применения!

Пример: Один Вертлюжный рым-болт, имеющий грузоподъемность 8 тонн при вертикальном подъеме (выход строп под углом 90 градусов). Поднимая груз за 4 места крепления используют четыре рым-болта, стропы от которых сведенны на один крюк грузоподъемного устройства и могут иметь общую грузоподъемность не более 4 тонн!!! Хотя кто-то мог подумать, что они способны поднять суммарно 32 тонны!!! Имейте в виду, что всегда расчет идет не на 4 точки крепления, а только на 3 с учетом диагонального вывешивания. Характеристики рым-болтов существенно снижаются при условии использования их в парах и с учетом угла схождения строп. 

 

Инструкция на грузоподъемную технику

Грузоподъемные характеристики указаны на любой единицы грузоподъёмной техники и оборудовании. Сопоставьте возможности вашего крана или домкрата с массой груза, центром тяжести, высотой подъема, расстояние на которое груз нужно подать. Подбирайте технику / оборудование с запасом по грузоподъемности не менее 10 %. Не забывайте учитывать ветровые нагрузки.

Вилочные погрузчики также имеют свои грузоподъемные характеристики.

Пример: Вилочный погрузчик грузоподъемностью 5 тонн не всегда имеет такую характеристику и с учетом масса-габаритных свойств объекта грузоподъемность снижается до 3х тонн при условии нахождения центра тяжести груза на концах вилл (как правило, это расстояние 1200 мм от мачты).

Схема строповки / подъема груза

Без этого документа груз не поднимать. Даже если вы визуально видите места, предназначенные на грузе для крепления такелажного инвентаря и оснастки, вы знаете общую массу груза, то это еще не повод игнорировать саму схему строповки груза, разработанной заводом изготовителем станка или иным компетентным лицом-инженером. Самому стропальщику запрещено разрабатывать такие схемы на месте производства работ и утверждать их.

В схеме строповки груза инженера учитывают центр тяжести, прочностные характеристики тела и другие технические параметры, обеспечивающие безопасный подъем.

Представьте такую ситуацию, что вам потребовалось поднять краном предмет по своих геометрическим параметрам похожий на огромный молоток массой 100 тонн. При отсутствии схемы-строповки стропальщик может подобрать такелаж для подъема следующим образом: разделить массу груза на 4 получив тем самым по 25 тонн на точку крепления. Взять 4 стропы и скобы грузоподъемностью по 25 тонн каждая. Благо, что такелаж имеет запасы прочности и разрывная нагрузка на такелажную скобу или цепные стропы будет порядка 100 тонн. Таким образом, одна скоба и одна стропа способна выдержать массу всего груза. И следовательно, при выполнении работ ничего страшного может и не произойти. Наверняка больше половины всех подъемных операций выполняются без каких-либо чрезвычайных происшествий, как раз по причине использования запасов прочности такелажной оснастки (строп / скоб).

Продолжим, если включить голову, то мы поймем, что груз такой конфигурации (молоток) никак не может иметь сбалансированный и находящийся строго по средине центр тяжести груза. Но насколько он смещен мы представления не имеем. Конечно, можно выйти из ситуации и (как я об этом указывал выше) увеличить массу груза в 4 раза, тем самым подобрав такелаж на каждую точку крепления равный общей массе груза 100 тонн и быть уверенным в безопасности подъема, но это не всегда возможно. Но я не много отдалился от общей темы. И так, если мы обратимся к схеме строповки такого груза, то обнаружим, что практически более 90 % его массы находится в его «ударной части» а не в самой ручке (90 тонн на 10 тонн). Таким образом, подбирать стропы нужно примерно так: 2 стропы /скобы по 100 тонн на «ударную часть» и две стропы / скобы по 25 тонн на ручку. Не забываем, что такелаж рассчитывается как минимум не на 4 точки подъема, а только на 3. Не исключен такой вариант, что груз может повиснуть по диагонали и тогда в работе будут участвовать только 2 точки крепления!!!

Бывают еще такие случаи, когда центр тяжести / массы груза смещен не только по отношению к его передней или задней части, но еще и поперечно. Причем такое смещение может быть также довольно критичным и доходить до 90 % и более процентов. И следуя вышеуказанным способам подбора такелажа вы будете работать безопасно.

Мы очень кратко разобрали подъем с помощью строп, скоб при подъеме за крюк крана или другого грузоподъемного устройства. И с этим более-менее все понятно и относительно просто. А вот что же делать, когда речь идет о подъеме груза домкратами, упираясь само тело или при использовании портальной гидравлической системы?

Подъем домкратами снизу
Подъем домкратами снизу

Едем на другую площадку, на которой, с виду, крепче асфальт и подальше от люков. Снова вывешиваем пресс и кран под него заезжает другой стороной. Идем на обед, а трал едет в цех.

После того как мы подкрепились, идем в цех с надеждой обнаружить в нем трал с прессом уже под краном. Но, не тут-то было, кран застрял и разворошил весь газон на въезде в цех. Мы, конечно, знали, что там хитрый и сложный заезд на 90 градусов ограниченный, с одной стороны, забором, но водитель трала нас заверил что это не должно вызвать у него особых проблем. Но вызвало.

Слава богу, ближе к 6 часам вечерам трал просочился в цех напрочь разворотив газон и вывернув с корнями канализационный люк. Мой радости не было предела. Переносить работу на следующий день нет возможности, так как крановые заняты. Двигаемся дальше.

Размещаем в цехе по заранее согласованному плану -трал и три крана. Стропуем и поднимаем пресс.

Подъем портальной системой

Опять-таки в действие идут все вышеперечисленные принципы и в расчет добавляются различные грузоподъемные балки, на которые подвешивается груз, их длины, массы и другое дополнительное оборудование (система поперечного сдвига «Side Shift»; прядевые / трассовые домкраты), которое используется при грузоподъёмных работах с участием гидравлических портальных систем. Подбор подходящей по грузоподъемности системы и расчет нагрузок в таком случае лучше доверить профессионалам. Инженеры в специальных программах рассчитают все необходимые параметры и обеспечат безопасность работ.

Но и вы можете подобрать портальную систему самостоятельно если будете делать это с учетом того, чтобы каждая опорная стойка была способна выдержать полную массу самого груза и дополнительного такелажного оборудования. Конечно, это может привести к чрезмерности используемой системы, но обеспечит полную безопасность работ.

 

Пол / дорога / земля / почва / перекрытие / пустоты (далее опорная поверхность)

Иначе назвать данный подраздел не получается. Это то, на что мы опираемся и прикладываем наибольшее усилие в процессе подъема груза.

При любых грузоподъемных операциях нужно предварительно обеспечить надежную поверхность способную выдержать вес поднимаемого груза, такелажного инвентаря, грузоподъемной техники и персонала. Для этого нужно математически / фактически / юридически убедиться в грузоподъемных свойствах / характеристиках опорной поверхности.

Земля / Асфальт

При установке грузоподъемной техники или оборудования на землю или асфальт предварительно нужно убедиться в свойствах такого покрытия, использовав специальные таблицы, в которых указанно какую нагрузку способен выдержать тот или иной грунт / асфальт без существенной деформации. Если вы пренебрежёте данным правилом, то «лапы» крана могут продавить грунт и устойчивость грузоподъемной техники будет нарушена. Домкраты могут проваливаться в землю практически бесконечно и это может привести к трагическим последствиям. Подготовка поверхности – это залог безопасности работ. С помощью специальных таблиц рассчитайте на какую площадь вы можете распределить нагрузку и обеспечьте такое распределение, применяя деревянные брус, шпалы, бетонные плиты, металлические листы.

Не редки случаи нахождения в зоне проведения работ канализационных люков и других пустот. При их обнаружение лучше отказаться от установки грузоподъемной техники / оборудования в данные места.

Бетон / Перекрытия

С виду прочное бетонное основание может вас ввести в заблуждение и вы посчитав ее достаточно надежным откажетесь от его исследования и определения несущих способностей – что может  закончиться плачевно.

Всегда нужно досконально изучить ту поверхность, на которую вы собираетесь опираться!

Бетонный пол / основание / покрытие может иметь достаточную толщину, быть армированным и залитым на песчано-грунтовую подушку. Такая опорная поверхность может выдерживать колоссальные нагрузки на квадратный  метр, что должно подтверждаться техническими данными и строительными чертежами. В идеальном варианте Заказчик ваших работ должен запросить у своих инженеров какую допустимую нагрузку способно выдержать его опорная поверхность в зоне проведения работ и месте установке грузоподъемной техники / оборудования. Такая информация должна быть оформлена на официальном бланке (с подписью / печатью), имеющим юридическую силу.  В любом другом случае и при отсутствии достоверных данных о бетонном основании необходимо производить исследование полов с участием специализированной проектной организации, включая бурение шпунтов и выемкой материала для дальнейшего исследования.

Если будут обнаружены пустоты, отсутствие армирования в бетонном основании (и такое бывает) или вы вообще собираетесь работать на перекрытие, то в двойне или в тройне бдительность нужно увеличивать. И тут уже не обойтись без помощи инженеров, которые помогу вам определить допустимые нагрузки на перекрытия и разработать варианты их усиления.

Когда вы определились и обеспечили надежное основание для установки грузоподъемной техники / оборудования, то не забудьте уделить внимание точечной нагрузки на продавливание покрытия. Знать установленную и определенную нагрузка на квадратный метр не достаточно в том случае, если вы собрались прикладывать усилие в конкретную точку площадью в несколько кв. сантиметров. Такое часто случается если вы перемещаете груз на катках или используете домкраты без металлической распределительной платины. Заранее определите какую нагрузку вы прикладываете, на какую площадь и позаботитесь о том, чтобы покрытие пола не продавилось. Используйте металлические листы достаточной площади и толщины.

Общие требования к стропальщику / такелажнику перед началом работ:

Стропальщик обязан прежде, чем начать строповку груза и его подъем, ознакомиться со схемой подъема груза, указанной в Проекте Производства Работ. Далее, подобрать необходимый такелаж и стропы, указанные в схеме подъема. Применяемы стропы / скобы / рым-болты должны иметь грузоподъемность не ниже той, которая указана в схеме строповки груза. Стропы / скобы / рым-болты запрещено использовать с поврежденными или не читаемыми бирками. Использовать траверсы и другой такелаж, не имеющих бирок или произведенных кустарным способом ЗАПРЕЩЕНО. Не видишь обозначение и не можешь определить грузоподъемность такелажа – НЕ БЕРИСЬ за подъем.

Будьте бдительны, соблюдайте технику безопасности, следуйте инструкциям и каждый день возвращайтесь с работы домой.

Данный текст подготовил КОНОПЛЕВ Александр Леонидович

Руководитель ТМК «Тяни-Толкай»

Теги: #такелаж #такелажныеработы #стропальщик #безопасность #кран #домкрат #ценижизнь

Нужна консультация?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Спасибо за заявку!
Предварительный расчет отправлен на указанный e-mail!

Новое в Блоге

Монтаж оборудования для производства
Наша компания производит монтаж оборудования импортного и отечественного производства.
Такелаж при монтаже оборудования
Такелажные работы любой сложности. Надежная компания.
География наших работ - вся Россия и СНГ
Предоставление грузоподъемных механизмов от 1 до 1000 тонн вне зависимости от географии.
Доставка Гидравлической портальной системы осуществляется в пределах страны и за рубеж.