Краткое содержание статьи:
Общие требования к стропальщику / такелажнику перед началом работ
Запрещено допускать к грузоподъемным операциям лиц, не прошедших специальную подготовку, не имеющих удостоверений стропальщика!
Инструкцию стропальщика знать всем обязательно!
На каждой стропе должна быть бирка с ее грузоподъемными характеристиками. На текстильных стропах в добавок ко всему прочему указываются варианты строповки груза с грузоподъемность при различных способах обвязки груза, включая угол схождения строп. На стальных стропах (цепи / канаты) имеется бирка. Правила использования строп указаны в документации к данным стропам или в инструкции стропальщика. При отсутствии таких бирок стропы использовать запрещено. Стропы с видимыми повреждениями их целостности использовать запрещено. Всегда подбирайте стропы с объективным запасом, учитывая специфику конкретного груза и его центр тяжести. При отсутствии информации о центре тяжести груза умножайте на 2 или лучше 4 его вес и подбирайте весь такелаж с учетом этого правила.
Любой производитель и поставщик имеет таблицы, схемы, инструкции к такелажным скобам и рым-болтам. Всегда внимательно изучайте их и применяйте в своей работе. Рым-болты с неподвижной проушиной в большинстве случаев разрешается использовать при установки их на верхней горизонтальной части груза. Устанавливать их в боковые вертикальные стенки запрещено. Исключение составляют усиленные рым-болты, о чем указано в инструкции по их применению.
Рым-болты и рым-гайки вертлюжные, имеющие поворотную верхнюю петлю в 2х плоскостях могут использоваться при установке их в вертикальные стенки согласно инструкции эксплуатации. Грузоподъемные характеристики вертлюжных рым-болтов существенно снижаются при различных вариантах их применения!
Пример: Один Вертлюжный рым-болт, имеющий грузоподъемность 8 тонн при вертикальном подъеме (выход строп под углом 90 градусов). Поднимая груз за 4 места крепления используют четыре рым-болта, стропы от которых сведенны на один крюк грузоподъемного устройства и могут иметь общую грузоподъемность не более 4 тонн!!! Хотя кто-то мог подумать, что они способны поднять суммарно 32 тонны!!! Имейте в виду, что всегда расчет идет не на 4 точки крепления, а только на 3 с учетом диагонального вывешивания. Характеристики рым-болтов существенно снижаются при условии использования их в парах и с учетом угла схождения строп.
Грузоподъемные характеристики указаны на любой единицы грузоподъёмной техники и оборудовании. Сопоставьте возможности вашего крана или домкрата с массой груза, центром тяжести, высотой подъема, расстояние на которое груз нужно подать. Подбирайте технику / оборудование с запасом по грузоподъемности не менее 10 %. Не забывайте учитывать ветровые нагрузки.
Вилочные погрузчики также имеют свои грузоподъемные характеристики.
Пример: Вилочный погрузчик грузоподъемностью 5 тонн не всегда имеет такую характеристику и с учетом масса-габаритных свойств объекта грузоподъемность снижается до 3х тонн при условии нахождения центра тяжести груза на концах вилл (как правило, это расстояние 1200 мм от мачты).
Без этого документа груз не поднимать. Даже если вы визуально видите места, предназначенные на грузе для крепления такелажного инвентаря и оснастки, вы знаете общую массу груза, то это еще не повод игнорировать саму схему строповки груза, разработанной заводом изготовителем станка или иным компетентным лицом-инженером. Самому стропальщику запрещено разрабатывать такие схемы на месте производства работ и утверждать их.
В схеме строповки груза инженера учитывают центр тяжести, прочностные характеристики тела и другие технические параметры, обеспечивающие безопасный подъем.
Представьте такую ситуацию, что вам потребовалось поднять краном предмет по своих геометрическим параметрам похожий на огромный молоток массой 100 тонн. При отсутствии схемы-строповки стропальщик может подобрать такелаж для подъема следующим образом: разделить массу груза на 4 получив тем самым по 25 тонн на точку крепления. Взять 4 стропы и скобы грузоподъемностью по 25 тонн каждая. Благо, что такелаж имеет запасы прочности и разрывная нагрузка на такелажную скобу или цепные стропы будет порядка 100 тонн. Таким образом, одна скоба и одна стропа способна выдержать массу всего груза. И следовательно, при выполнении работ ничего страшного может и не произойти. Наверняка больше половины всех подъемных операций выполняются без каких-либо чрезвычайных происшествий, как раз по причине использования запасов прочности такелажной оснастки (строп / скоб).
Продолжим, если включить голову, то мы поймем, что груз такой конфигурации (молоток) никак не может иметь сбалансированный и находящийся строго по средине центр тяжести груза. Но насколько он смещен мы представления не имеем. Конечно, можно выйти из ситуации и (как я об этом указывал выше) увеличить массу груза в 4 раза, тем самым подобрав такелаж на каждую точку крепления равный общей массе груза 100 тонн и быть уверенным в безопасности подъема, но это не всегда возможно. Но я не много отдалился от общей темы. И так, если мы обратимся к схеме строповки такого груза, то обнаружим, что практически более 90 % его массы находится в его «ударной части» а не в самой ручке (90 тонн на 10 тонн). Таким образом, подбирать стропы нужно примерно так: 2 стропы /скобы по 100 тонн на «ударную часть» и две стропы / скобы по 25 тонн на ручку. Не забываем, что такелаж рассчитывается как минимум не на 4 точки подъема, а только на 3. Не исключен такой вариант, что груз может повиснуть по диагонали и тогда в работе будут участвовать только 2 точки крепления!!!
Бывают еще такие случаи, когда центр тяжести / массы груза смещен не только по отношению к его передней или задней части, но еще и поперечно. Причем такое смещение может быть также довольно критичным и доходить до 90 % и более процентов. И следуя вышеуказанным способам подбора такелажа вы будете работать безопасно.
Мы очень кратко разобрали подъем с помощью строп, скоб при подъеме за крюк крана или другого грузоподъемного устройства. И с этим более-менее все понятно и относительно просто. А вот что же делать, когда речь идет о подъеме груза домкратами, упираясь само тело или при использовании портальной гидравлической системы?
Едем на другую площадку, на которой, с виду, крепче асфальт и подальше от люков. Снова вывешиваем пресс и кран под него заезжает другой стороной. Идем на обед, а трал едет в цех.
После того как мы подкрепились, идем в цех с надеждой обнаружить в нем трал с прессом уже под краном. Но, не тут-то было, кран застрял и разворошил весь газон на въезде в цех. Мы, конечно, знали, что там хитрый и сложный заезд на 90 градусов ограниченный, с одной стороны, забором, но водитель трала нас заверил что это не должно вызвать у него особых проблем. Но вызвало.
Слава богу, ближе к 6 часам вечерам трал просочился в цех напрочь разворотив газон и вывернув с корнями канализационный люк. Мой радости не было предела. Переносить работу на следующий день нет возможности, так как крановые заняты. Двигаемся дальше.
Размещаем в цехе по заранее согласованному плану -трал и три крана. Стропуем и поднимаем пресс.
Опять-таки в действие идут все вышеперечисленные принципы и в расчет добавляются различные грузоподъемные балки, на которые подвешивается груз, их длины, массы и другое дополнительное оборудование (система поперечного сдвига «Side Shift»; прядевые / трассовые домкраты), которое используется при грузоподъёмных работах с участием гидравлических портальных систем. Подбор подходящей по грузоподъемности системы и расчет нагрузок в таком случае лучше доверить профессионалам. Инженеры в специальных программах рассчитают все необходимые параметры и обеспечат безопасность работ.
Но и вы можете подобрать портальную систему самостоятельно если будете делать это с учетом того, чтобы каждая опорная стойка была способна выдержать полную массу самого груза и дополнительного такелажного оборудования. Конечно, это может привести к чрезмерности используемой системы, но обеспечит полную безопасность работ.
Иначе назвать данный подраздел не получается. Это то, на что мы опираемся и прикладываем наибольшее усилие в процессе подъема груза.
При любых грузоподъемных операциях нужно предварительно обеспечить надежную поверхность способную выдержать вес поднимаемого груза, такелажного инвентаря, грузоподъемной техники и персонала. Для этого нужно математически / фактически / юридически убедиться в грузоподъемных свойствах / характеристиках опорной поверхности.
При установке грузоподъемной техники или оборудования на землю или асфальт предварительно нужно убедиться в свойствах такого покрытия, использовав специальные таблицы, в которых указанно какую нагрузку способен выдержать тот или иной грунт / асфальт без существенной деформации. Если вы пренебрежёте данным правилом, то «лапы» крана могут продавить грунт и устойчивость грузоподъемной техники будет нарушена. Домкраты могут проваливаться в землю практически бесконечно и это может привести к трагическим последствиям. Подготовка поверхности – это залог безопасности работ. С помощью специальных таблиц рассчитайте на какую площадь вы можете распределить нагрузку и обеспечьте такое распределение, применяя деревянные брус, шпалы, бетонные плиты, металлические листы.
Не редки случаи нахождения в зоне проведения работ канализационных люков и других пустот. При их обнаружение лучше отказаться от установки грузоподъемной техники / оборудования в данные места.
С виду прочное бетонное основание может вас ввести в заблуждение и вы посчитав ее достаточно надежным откажетесь от его исследования и определения несущих способностей – что может закончиться плачевно.
Всегда нужно досконально изучить ту поверхность, на которую вы собираетесь опираться!
Бетонный пол / основание / покрытие может иметь достаточную толщину, быть армированным и залитым на песчано-грунтовую подушку. Такая опорная поверхность может выдерживать колоссальные нагрузки на квадратный метр, что должно подтверждаться техническими данными и строительными чертежами. В идеальном варианте Заказчик ваших работ должен запросить у своих инженеров какую допустимую нагрузку способно выдержать его опорная поверхность в зоне проведения работ и месте установке грузоподъемной техники / оборудования. Такая информация должна быть оформлена на официальном бланке (с подписью / печатью), имеющим юридическую силу. В любом другом случае и при отсутствии достоверных данных о бетонном основании необходимо производить исследование полов с участием специализированной проектной организации, включая бурение шпунтов и выемкой материала для дальнейшего исследования.
Если будут обнаружены пустоты, отсутствие армирования в бетонном основании (и такое бывает) или вы вообще собираетесь работать на перекрытие, то в двойне или в тройне бдительность нужно увеличивать. И тут уже не обойтись без помощи инженеров, которые помогу вам определить допустимые нагрузки на перекрытия и разработать варианты их усиления.
Когда вы определились и обеспечили надежное основание для установки грузоподъемной техники / оборудования, то не забудьте уделить внимание точечной нагрузки на продавливание покрытия. Знать установленную и определенную нагрузка на квадратный метр не достаточно в том случае, если вы собрались прикладывать усилие в конкретную точку площадью в несколько кв. сантиметров. Такое часто случается если вы перемещаете груз на катках или используете домкраты без металлической распределительной платины. Заранее определите какую нагрузку вы прикладываете, на какую площадь и позаботитесь о том, чтобы покрытие пола не продавилось. Используйте металлические листы достаточной площади и толщины.
Стропальщик обязан прежде, чем начать строповку груза и его подъем, ознакомиться со схемой подъема груза, указанной в Проекте Производства Работ. Далее, подобрать необходимый такелаж и стропы, указанные в схеме подъема. Применяемы стропы / скобы / рым-болты должны иметь грузоподъемность не ниже той, которая указана в схеме строповки груза. Стропы / скобы / рым-болты запрещено использовать с поврежденными или не читаемыми бирками. Использовать траверсы и другой такелаж, не имеющих бирок или произведенных кустарным способом ЗАПРЕЩЕНО. Не видишь обозначение и не можешь определить грузоподъемность такелажа – НЕ БЕРИСЬ за подъем.
Будьте бдительны, соблюдайте технику безопасности, следуйте инструкциям и каждый день возвращайтесь с работы домой.
Данный текст подготовил КОНОПЛЕВ Александр Леонидович
Руководитель ТМК «Тяни-Толкай»
Теги: #такелаж #такелажныеработы #стропальщик #безопасность #кран #домкрат #ценижизнь